Образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума»

 

Александру Сергеевичу Грибоедову удалось оставить яркий след в российском литературном наследии своим бессмертным произведением. «Горе от ума» — пьеса сложная и многогранная. Жанр ее заявлен автором как «комедия», но, несмотря на многочисленные острые афоризмы и неловкие ситуации, в которые попадают герои, внутренний конфликт пронизан драматизмом. Под легкой и забавной внешней формой скрывается личная трагедия Чацкого и, в его лице, целого поколения прогрессивных молодых людей, мечтающих изменить к лучшему свое Отечество.

Пьеса создавалась в непростой исторический период, когда страна все еще переживала последствия борьбы с армией Наполеона. Но на смену патриотическим настроениям, пробужденным блистательной победой над французскими захватчиками, начали приходить новые идеи и веяния. Все чаще поднимался вопрос существования позорного института крепостного права, закоснелости общества в его патриархальных устоях. Привычка все делать «по старинке», с оглядкой на авторитеты отцов и дедов, на правила давно ушедших времен, беспощадно высмеивается Грибоедовым в его произведении. Вестником перемен, беспокойным реформатором и новатором, неудобным, излишне самостоятельным и самонадеянным выступает протагонист Александр Андреевич Чацкий. Его образ является центральным в комедии «Горе от ума».

Виталий Соломин в роли Чацкого

Как струя свежего ветра Чацкий вырывается в устоявшуюся размеренную жизнь дома Фамусовых после своего долгого отсутствия. Он молод, но уже не мальчик: окончил обучение, отслужил в полку и после три года путешествовал по миру, чтобы набраться впечатлений. О наружности Александра Андреевича можно судить по немногочисленным замечаниям других персонажей. Мы знаем, что Чацкий обладает довольно приятной внешностью, благосклонно относится к спортивным занятиям и одевается по моде, тщательно. Делая характеристику Чацкого, следует отметить, что герой обладает большим красноречием. Он часто острит, шутит, умеет поддержать любой разговор и имеет собственное мнение обо всем на свете. Более, того, готов горячо отстаивать свои убеждения даже в споре со старшими.

Отпрыск дворянского рода, Чацкий имеет в своем распоряжении 300 или 400 душ крепостных, что делает его человеком со средствами, но не слишком богатым. Александр Андреевич не имеет тяги к приумножению своего капитала, он не собирается идти на государственную службу, поскольку относится к ее пользе скептически. В горячке спора на эту тему он восклицает знаменитое: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»! Имея в виду, что хочет приносить пользу родине своими делами, а не просто занимать место в министерстве ради денег и чина. Занятиями, достойными образованного и умного человека, Чацкий считает науку, познание, саморазвитие, стремление к идеалу:

«Из молодых людей, найдется – враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим…»

В доме, где он воспитывался человеком, принявшим его после гибели родителей, повзрослевший Чацкий ищет любви и понимания от женщины, с которой мечтает создать собственный семейный очаг. Софья Фамусова, возлюбленная его юных лет, проявляет заинтересованность в нем, но только на публике. Очень скоро Чацкий понимает, что сердце ее переменилось, и она, вместе со всеми, ополчилась на него, отдав предпочтение более «удобному» кандидату в мужья. Скромному, тихому, покорному Молчалину, который всегда будет при ней, у которого в голове не водятся опасные идеи. Чацкий же — чужак среди людей, с которыми мечтает породниться. Его старый наставник, Фамусов, восклицает в ужасе перед идеями молодого человека: «Да он властей не признает»!

Поведение героя кажется окружающим его мещанам бунтарским, опасным, подрывным. В конце концов, ославленный сумасшедшим, Чацкий вынужден оставить свои попытки достучаться до Фамусова, Софьи и всего их круга. Признав свое поражение, бессилие изменить их взгляды, он бежит:

«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! —

Карету мне, карету!»