«Уроки французского» — роль учительницы в жизни мальчика

 

Рассказ «Уроки французского», написанный Валентином Распутиным в 1973 году, повествует нам о жизни деревенского мальчика, о тяготах, бедности и о сложных отношениях с его учительницей французского языка – Лидией Михайловной и ее роли в его жизни.

Семья мальчика была очень бедна, отца у них не было, мать воспитывала одна троих детей, которые часто голодали, но несмотря на все это, главный герой серьезно относился к учебе. И когда в 11 лет его отправили продолжать обучение в город, он сам преодолевал все сложности и шел на занятия говоря:

«Учился я и тут хорошо…затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок.»

Французский язык – это то, с чем у него были проблемы в школе. Запоминание слов, оборотов речи для него не составляло проблемы, а вот произношение страдало, говорил он на уровне деревенских мальчишек, так что молодая учительница от услышанного морщилась.

Такие тяжелые условия жизни, заставляют главного героя начать играть на деньги. После школы он бежит к соседским ребятам играть в «чику». Просчитав технику игры, ему удается выигрывать небольшие деньги. Но ребята постарше, заметив его постоянные выигрыши, начали избивать его, не дав ему возможности защищаться.

В такой трудный момент, когда мальчику, как никогда, нужна поддержка, на помощь ему приходит его учительница. Лидию Михайловну действительно волновала судьба одиннадцатилетнего мальчика, она беспокоилась не только за его успеваемость, но и за его здоровье и психологическое состояние. После нескольких безуспешных попыток помочь ему напрямую, учительница предлагает своему подопечному играть с ней на деньги. Такой метод, незаконный для нее, и единственно возможный для него, дает возможность учительнице помогать этому беззащитному ребенку. Лидия Михайловна, нашла выход из такой сложной ситуации, совмещая уроки французского и игру «на деньги» у нее дома, она не дала погибнуть маленькому мальчику, не позволила ему опять ввязаться в плохую компанию, она дала ему шанс на нормальную жизнь!

Постепенно вечерние занятия дают главному герою возможность чувствовать себя более счастливым. Он больше не голодает как раньше, он покупает еду на честно заработанные деньги. И благодаря занятиям французским языком с учительницей, в такой спокойной и домашней обстановке, мальчик полюбил этот язык, он сам изучает новые слова, читает более сложные тексты. Наказание превратилось в удовольствие!

Лидия Михайловна сыграла важную роль в его жизни, она не только преподавала мальчику уроки французского, но и учила неравнодушному отношению друг к другу, доброте и взаимопомощи. Она обращалась с ним на равных, как простой человек, которому не все равно, который не пройдет мимо. Благодаря ей, герой научился верить людям, доверять им и помогать.