Женские образы в романе «Тихий Дон»

 

Роман-эпопея Михаила Александровича Шолохова открывает перед читателем панораму сурового времени, переломного для всей страны. Неоднократно герои произведения встают перед сложным моральным выбором. Каждый из них, как главные, так и второстепенные, представляют различные точки зрения на происходящее, которые автор хотел отразить, раскрывая характеры своих персонажей, их устремления и ценности.

Большая роль в «Тихом Доне» отведена женщинам, чьи судьбы Шолохов описывает мастерски, вызывая сопереживание к своим героиням, беспомощным перед суровой реальностью и отчаянно сражающимся за свое счастье. Несмотря на трагические события гражданской войны, все женщины в романе стремятся к тому же, что и всегда: иметь семью, дом и любимых рядом. Каждая идет к этому по-своему.

Аксинья Астахова

Центральный персонаж романа, пожалуй, одна и самых ярких, запоминающихся и неоднозначных героинь в мировой литературе. Это гордая, страстная, мятежная и непокорная натура, всегда твердо идущая к своей цели, вопреки обстоятельствам. «Губительная, огневая ее красота» бросается в глаза и вызывает восхищение. Рано выданная замуж на сторону, Аксинья не познала в браке любви, но нашла свою судьбу в лице соседского юноши, Григория Мелехова. Аксинья восстает против правил приличия, моральных норм, становясь любовницей, отказываясь подчиняться воле мужа. Ее поступки зачастую эгоистичны, продиктованы корыстью, но присуща ей и широта натуры, глубина и лиричность по-настоящему сильной, полной жизни и огня женщины.

Наталья Мелехова

В девичестве Коршунова. Законная супруга Григория, полная противоположность Аксиньи во всем. В этом удивительном образе терпеливой и преданной жены, по-своему справляющейся с обидами мужа, также прослеживается многогранность характера. На первый взгляд Наталья кажется слабой, податливой и зависимой, проигрывая на фоне неординарной Аксиньи. Однако Шолохов сразу отмечает достоинства девушки «Хучь бы и Наталья — да таких-то девок по белу свету поискать! Работа варом в руках: что рукодельница! Что хозяйка! И собою, уж вы, люди добрые, сами видите». Очарованная Григорием Наталья с радостью соглашается на брак, но оказывается не в силах удержать супруга скромностью, покорностью и незатейливой своей любовью, дойдя в отчаянии до попытки самоубийства. Жизнь сильно меняет и закаляет героиню.

Василиса Ильинична Мелехова

Собирательный образ рачительной донской хозяйки, матери и хранительницы очага. Нелегкая судьба осталась за ее плечами: «Удивительно, как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать». Однако Василиса Ильинична сумела удержать вместе свою семью, поднять детей и до последнего боролась за свой кров, за мужа и всех домочадцев. С трудом принимая перемены, она является олицетворением старого уклада, надежной и крепкой силы.

Дуняша Мелехова

Через образ младшей сестры Григория автор выводит героиню, меняющуюся вместе со временем. Молодую, полную сил, в отличие от матери открытую к переменам, восприимчивую к ним. В начале романа это совсем юная девочка, которая взрослеет и меняется под влиянием страшных событий, происходящих вокруг нее. Война, разорение, смерти близких закаляют девушку, она сознательно принимает убеждения своего возлюбленного, присоединившегося к Красной Армии. В ней воплощена надежда на будущее, на силу молодого поколения.

Не менее важны и любопытны второстепенные женские образы романа, такие как большевичка Анна Погудка, смелая и решительная девушка, готовая бороться за свои убеждения с оружием в руках наравне с мужчинами, и ее этическая противоположность — Елизавета Молохова, безнравственная, распущенная богатая девица, воплотившая в себе худшие качества обеспеченного класса.