Характеристика и образ Волконской в поэме «Русские женщины»

 

Николай Алексеевич Некрасов – русский поэт и писатель-публицист, который известен своим современным читателям, как «самый крестьянский» поэт. За свою жизнь написал немало произведений, некоторые из которых причесляют к «классике русской литературы». Одним из них является состоящая из 2-х частей поэма «Русские женщины», написанная в 1871 году и рассказывающая о жёнах декабристов, которые поехали вслед за своими мужьями в Сибирь. Уделим внимание второй части произведения под названием «княгиня Волконская», в которой автор рисует образ верной и любящей жены. Писатель раскрывает перед нами образ М. Волконской в самом начале повествования, рассказывая читателю о семье героини. Все произведение является интересным источником для понимания русского быта, и автор описывает взросление молодой княгини в обществе с традиционными для 19 века представлениями.

В семье царил классический для той эпохи патриархат – её отец был военным в отставке. «Боец, не любивший покоя» — как говорит о нем сам Некрасов, подчёркивая его крутой нрав. Однако к тихой семейной жизни отец нашей героини не был предрасположен: «Он медленно гас на покое». В воспитании Волконской глава семьи не принимал особого участия: «детей поручив англичанке, старик отдыхал», единственное, чему он смог научить свою дочь, — это служить долгу. И не мог поверить, что она ослушалась его, приняв решение ехать к своему мужу вместо того, чтобы остаться. Некрасов рисует перед читателем картину воспитания любимой дочери в семье богатых дворян, описывая Волконскую как человека, который всему, что следует знать богатой дворянке, научен и хорошо поёт. Внешность Волконской описывается писателем как нечто сказочное:

«Очей моих томных огонь голубой,
И черная с синим отливом
Большая коса, и румянец густой
На личике смуглом, красивом,
И рост мой высокий, и гибкий мой стан».

Как и принято в патриархальных семьях (где слово отца закон, которому нельзя перечить) глава семьи отдал свою любимую дочку за человека военного, как и он сам — генерала Волконского: «— Ты будешь с ним счастлива! — круто решил старик». Княгиня не посмела возражать. Мужа своего Волконская любила, хотя самого его почти не знала, так как он не делился с ней своей общественной деятельностью. Княгиня узнала о его делах лишь позже, прочтя в приговор, в котором было написано, что он предатель. Обратное она поняла только после того, как поговорила со своим отцом. Приняв решение ехать в Сибирь к своему мужу, Волконская собрала свои вещи и отправилась: «Сибирь так ужасна, Сибирь далека, но люди живут и в Сибири». У княгини любовь к Волконскому развивалась постепенно. Изначально она не питала к нему никаких симпатий, и любила в нём лишь героя. Когда она родила, она полюбила мужв как отца своего ребенка, но «лучшая сердца любовь» стала открыта ей в образе мученика, страдающего за высокую идею. Ехать в Сибирь к мужу Волконскую отговаривала вся её семья. Примерно в то время княгиня и ощутила, насколько она бездумно вела жизнь, следуя только тому, что говорит ей отец. Тогда она поняла, что не свободна, что у неё присутствует ощущение долга, который не оставляет ей выбора поехать к своему мужу или нет: «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я». Через это понимание героиней обретается и смирение, которое наиболее ясно ощущается, когда женщине становится противна жизнь света и она засыпает на диване на балу, устроенным в её честь.

Образ Волконской — это воплощение преданности, любви, самопожертвования и верности жены своему мужу.