Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» занимает значительное место в богатом культурном наследии русской литературы XIX века. Написанный вскоре после восстания декабристов, он переосмысляет заново многие культурно-этические и социальные аспекты жизни того времени. С большим психологизмом автор исследует внутренний мир своего персонажа, Печорина, что было новаторским шагом для такого произведения — показать переживания героя изнутри.

В каждой из историй-фрагментов, на которые разбито повествование, Печорин сталкивается с женщинами, которые оказывают влияние на его судьбу. Каждый из этих образов уникален и многогранен, все они по-своему изменяют что-то в герое или его мировоззрении. Через взаимодействие с ними, Лермонтов позволяет своему персонажу раскрываться перед читателями с разных сторон.

Бэла

Дочь черкесского князя, стала капризом Печорина, на ее беду заметившего девушку. Яркая красота Бэлы, ее естественность, невинность и наивность поначалу имеют огромную привлекательность в глазах героя. Печорин похищает предмет своей страсти. Вначале Бэла дает преступнику решительный отпор, но время проходит, и она проникается к нему чувством, большим и искренним, безрассудно отдавая всю себя русскому офицеру. Через какое-то время Печорина начинает тяготиться этой связью, цинично заключая: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Он оставляет Бэлу, и она погибает от руки ревнивого соперника Печорина, но и перед смертью не винит любимого ни в чем, становясь тем самым символом всепрощения, упущенного шанса героя на очищение души, начало новой благородной и честной жизни в любви.

Безымянная героиня новеллы «Тамань»

Также прекрасна, независима и тоже излучает дух дикарства. Однако в ней нет простоты Бэлы, ее безгрешности. Девушке приходится добывать себе пропитание не самым честным образом: она живет разбоем, занимаясь продажей контрабанды вместе со своим возлюбленным. Ради того, чтобы спасти его, она обращает на себя внимание Печорина. Тот называет девушку «ундиной», он полностью очарован ею и, не замечая угрозы, позволяет завлечь себя на опасную прогулку по озеру, едва не ставшую для него роковой: чаровница решает утопить офицера, угрожавшего ее спутнику жизни. «Ундина» выражает собой романтику вольной жизни, доведенную до абсолюта преданность и верность чувствам.

Княжна Мери

Девушка из высшего света, которой не чужды все его грехи. Только по юности своей она кажется открытой и естественной, но в ее образе уже скользят отголоски надменного тщеславия, пустой суетности: «Княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается». Впрочем, Мэри умна, она тянется к прекрасному, стремиться познать жизнь. На беду, ей встречается Печорин, соблазняющий юную девушку со скуки. Его предательство окончательно ломает ее веру в людей, заставляет замкнуться в себе и остыть.

Вера

Ключевой женский образ романа появляется в той же новелле. Вера — старая любовь Печорина, напоминающая ему о днях, когда он был лучше и чище. Их взаимная привязанность, очевидно, не осталась в прошлом. Но Вера замужем за другим человеком и, к тому же, смертельно больна. Спасая ее от себя Печорин совершает самый благородный свой поступок: вопреки собственному желанию, он оставляет любимую женщину, чтобы не ранить ее.