Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор»

Невероятно точный, эффектный, впечатляющий в своей меткости образ человека без особых талантов и устремлений, но с большими запросами и амбициями, создал Николай Васильевич Гоголь в своей комедии «Ревизор». Хлестаков — персонаж, вокруг которого строится сюжет, представляет из себя вид самого пустоголового и никчемного повесы, однако он не так прост, как может показаться на первый взгляд. Сам автор неоднократно предупреждал об этом, обращаясь к актерам.

К неоднозначной фигуре Хлестакова нельзя подходить «в лоб». Многие критики, писавшие о гениальности гоголевской пьесы, замечали, что в своем ведущем герое Николай Васильевич вывел скорее некий собирательный феномен, присутствующий в обществе, что Хлестаков и не человек вовсе, в буквальном значении слова, а неуловимый мираж, маска, в который каждый видит собственное отражение, и никто не может угадать, что скрывается под ней на самом деле, — есть ли там что-нибудь.

Общую характеристику Хлестакова автор дает во вступительной части, написанной как руководство режиссеру и актерам. Об этом герое «Ревизора» нам известно следующее:

«…молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно… Одет по моде».

Примечательно, что первое явление главного героя комедии предваряется красочным монологом прислуживающего ему мужика Осипа, который говорит о хозяине далеко не лестные вещи. В том числе объясняет, как они очутились в гостинице уездного городка, поскольку Хлестаков сильно проигрался в карты и теперь вынужден жить взаймы. По словам Осипа, господин его — человек пустой, никчемный, никому не способный внушить уважения или добиться для себя лучшей судьбы. Родители, помещики, отправили его в столицу, чтобы он сделал себе имя и состояние, однако трудиться ради этого Хлестаков не желает:

«…делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту…»

Несмотря на такое легкомыслие, молодой повеса мечтает о том, как его карьера и жизнь наладятся сами собой, безо всякого усилия с его стороны, что и происходит, по воле случая. Роковое совпадение заставляет городских чиновников принять загадочного незнакомца, который много себе позволяет и живет, не оплачивая счетов, за столичного проверяющего. Если в начале герой пьесы не понимает, что происходит, то для взявшихся обхаживать его должностных лиц этот далеко не так очевидно, как для зрителя. Свободная манера Хлестакова, его привычка принимать как должное чужое уважение и ласку, вовсе не имея на них прав, помогают ему играть свою роль, еще не сознавая, в чем он оказался замешан.

В большой степени способствует этому и склонность Хлестакова постоянно фантазировать и привирать. По словам самого Гоголя, это не ложь как таковая, поскольку его герой часто сам искренно верит в правдивость своих слов:

«…С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как-то всё…» Большой оригинал…».

Замечательно, что привыкшие лгать и изворачиваться чиновники совершенно не замечают обмана со стороны лже-ревизора. Своими поступками, манерой держать себя, Хлестаков представляет точную и злую карикатуру на тех, кто так легко поверил в реальность его выдуманной личности.

Ключ к пониманию образа Хлестакова — это умелое сочетание раздутой, мнимой внешней значимости, скрывающей под собой пустоту.