Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Выбирая место действия для своей нравственной драмы, Федор Михайлович Достоевский, с безошибочным чутьем художника, определил Северную столицу быть тем городом, где молодой студент Раскольников проходит путь от сомнения и гордыни к покаянию. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» не похож на парадный, полный красок и праздных развлечений город. Это темная и угрюмая клоака, которая засасывает все доброе, светлое, искреннее, извращает благое начало и меняет саму суть человека. Город, как некая злая сила, как рок, довлеет над всеми героями романа, будто нарочно подталкивая их к падению.

Сцены, которые живописует Достоевский, оставляют отталкивающее впечатление: «Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летная вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Грязный, пыльный, пропитанный зловонием, — что является, пожалуй, самой заметной его характеристикой, Петербург раскрывается перед читателем не с парадной стороны. Все, кто могут себе это позволить, покидают город, оставляя его беднякам, бандитам, распутным женщинам, — низшим, самым незащищенным, презираемым слоям общества, обреченным влачить существование на этих мрачных улицах. В «затхлом воздухе» Петербурга портиться все хорошее, что было в них, и этому способствует распутство и вседозволенность, царящие в верхних сферах социальной иерархии.

Контрасты города поражают: когда повествование позволяет заглянуть в богатые светские салоны, сравнить жизнь в дорогих апартаментах с существованием в меблирашках, где комнаты «больше похожи на шкаф» чем на жилое помещение, где человек мог бы творить и работать. Вот как описано место, где Раскольников проводит свое свободное время, где его голову посещают мысли, которые позднее сложатся в страшный и опасный замысел (цитата):

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстающими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что что-то стукнешься головой о потолок».

Еще один очевидный лейтмотив, который часто всплывает в описаниях Петербурга в тексте романа, это желтый цвет. Этому цвету Достоевский очевидно придает негативный оттенок, связывая его с расстройством, болезнью и грязью. В точности, как смердящий, спертый воздух городских улиц, желтый оттенок царит тут повсюду: на стенах домов, на обоях в комнатах. Но это не сиятельный, чистый цвет золота, солнца, жизни, — автор связывает его с нищетой, ущербностью.

Изображая жизнь малых мира сего, незаметных людей с их проблемами и горестями, Достоевский не упускает из виду ничего. Он демонстрирует читателю оборотную сторону столичного великолепия, где дешевые питейные заведения находятся на каждом шагу, где порок доступен и некрасив, поскольку возникает от нужды. И образ города, бездушно наблюдающего за моральным разложением, душевной и физической гибелью своих жителей, выглядит безрадостным, тесным, убогим.

Наблюдая за убожеством кругом себя, Раскольников приходит к идее, что должен над ним возвысится. Однако в Петербурге видит он и положительные стороны, как сады и площади, где воздух уже свеж и чист, которые несут в себе красоту и благородство. Раскольников фантазирует о том, как превратил бы Северную столицу в один большой сад, стерев следы дурного.

Санкт-Петербург в романе не только площадка, на которой разворачиваются события. Город — живой их участник, влияющий на героев, направляющий их поступки, меняющийся сам, в зависимости от перспективы.