Швондер в «Собачьем сердце»: образ и характеристика

 

Небольшая повесть «Собачье сердце» Михаила Афанасьевича Булгакова стала едва ли не «визитной карточкой» именитого писателя. Произведение «программное», знакомое со школьной скамьи каждому советскому и русскому человеку, является острой сатирой на социальную обстановку того неспокойного времени, в которое она создавалась. Естественно, что герои, выведенные Булгаковом на страницах этой истории, точно также отражают узнаваемые типажи эпохи. В каждом из них, от профессора Преображенского до Шарикова, можно разглядеть собирательный образ определенного класса, людей одного воспитания, типа мышления и устремлений.

Чрезвычайно ярко нарисован писателем образ Швондера — председателя недавно образованного домового комитета. В обязанности этого человека, не имеющего ни должного образования, ни культуры, входит распределять между жильцами все имеющиеся блага. Впервые он возникает на страницах повествования, когда оказывается на пороге квартиры профессора вместе со своими товарищами. Вчетвером они являются осмотреть «жилплощадь» и решить вопрос об «уплотнении». По мнению Швондера, Преображенский единолично занимает слишком большую площадь, и вполне мог бы обойтись без столовой и смотровой, что выглядит как непозволительная роскошь в глазах молодых пролетариев.

Свое право на все имеющиеся комнаты Преображенскому удается отстоять, однако в споре со Швондером он глубоко задевает председателя, который больше не желает оставлять «проблемного» жильца в покое. Не осознавая этого факта, профессор сталкивается со совершенно новым, непонятным ему типом сознания: темным, невежественным, но сознающим собственную силу и власть.

Внешность Швондера описана Булгаковым быстро и куце: это молодой человек с пушной копной кудрявых темных волос. Швондер не отличается чистоплотностью, свои обязанности по организации уборки, снабжения и обеспечения нужд дома выполняет из рук вон плохо, куда больше ему нравится добиваться «справедливости» в его личном понимании и рассуждать о величии нового строя. Ему в особенности нравится то, что теперь «все равны», и он, Швондер, может быть на короткой ноге с тем же профессором Преображенским.

Оттого ему впоследствии так важно ущемить своего «классового врага». И Швондер находит способ это сделать — через Шарикова. Обнаружив нового жильца в квартире Преображенского, председатель начинает писать скандальные статьи в прессу, объявляет Шарикова внебрачным сыном профессора и, наконец, вынуждает бывшего пса обзавестись документом, удостоверяющим, что он действительно «гражданин Шариков Полиграф Полиграфович, гм… зародившийся в вашей, мол, квартире».

Отношение к бюрократическому формализму особенно подчеркивает сущность Швондера, прекрасно характеризует его следующая цитата, ставшая крылатой фразой: «Документ — самая важная вещь на свете».

Не удивительно, что именно Швондер превращается в идеологического наставника нового гражданина Шарикова, прививая ему свои идеалы. По словам Преображенского, этот человек, в силу своей ограниченности, не способен понять «…что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня… если кто-то, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Основная характеристика Швондера — его ограниченность, не способность подняться над собой, понять хотя бы те истины, которые он так яростно отстаивает.