Образ и характеристика Шарикова в повести «Собачье сердце»

 

Сатирическая повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была написана под влиянием собственных впечатлений автора от нового общественного устройства, зародившегося в России после 1917. В своем произведении автор жестко раскритиковал многие изменения в социуме, появление новых явлений, типа мышления и поведения человека «общественного», не чувствующего личной ответственности за то, что его окружает, зачастую даже не понимающего те принципы, которые он поддерживает.

В образе Шарикова Булгаков мастерски вывел трагедию неумелого «социального эксперимента», проводимого на безграмотных, «темных» людях. Идея профессора Преображенского, олицетворяющего исчезающий класс думающей, развитой интеллигенции, изначально правильная, оборачивается настоящей трагедией. Он проводит невероятную по своей сложности операцию, помещая в тело собаки гипофиз человека. За этим следует фантастическая трансформация: животное обретает внешние черты человека, превращаясь в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. В своем журнале наблюдений профессор отмечает:

«…облик окончательно сложился.

  1. совершенный человек по строению тела;
  2. вес около трех пудов;
  3. рост маленький;
  4. голова маленькая;
  5. начал курить;
  6. ест человеческую пищу;
  7. одевается самостоятельно;
  8. гладко ведёт разговор…»

При этом, делая характеристику Шарикова, следует отметить, что он сохраняет анималистические черты, и вызывает неприятное ощущение своей наружностью. Кроме того, совершенно не имеет вкуса, одевая на себя яркую, не сочетающуюся между собой одежду, к которой относится неопрятно, и потому часто имеет неряшливый, несуразный вид.

В личности Шарикова сохранились худшие черты пса и человека. От первого он сохранил привычки животного, как, например, вычесывание блох и нелюбовь к кошкам, от второго — тягу к алкоголю и скандалам. Дворняга, ставшая невольным участником рискового замысла профессора, в сравнении с человеческим существом начинает казаться более разумной, нравственной и более симпатична читателю. Гражданин Шариков хамоват, не воспитан и неоправданно нагл. Найдя поддержку в лице мелкого представителя власти, домоуправляющего Швондера, Шариков становится агрессивен и распущен по отношению к тем, кто может от него зависеть. Его покровитель и наставник старается передать Шарикову идеи, которые сам не вполне понимает, и находит прилежного ученика. Булгаков великолепно демонстрирует, как отсутствие образования и элементарного умственного развития может привести к тому, что лучшие побуждения будут извращены и не реализованы так, как это предполагалось.

«Низкое» происхождение имеет не только животная часть Шарикова, его человеческая часть также относится к самым маргинальным социальным слоям. Он неспособен соблюдать самые простые правила приличия, о чем ему регулярно напоминает профессор:

«…Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно».

Но, наученный Швондером, Шариков, осознав наличие у себя прав, постоянно заявляет о них и требует к себе уважения, руководствуясь совершенно смехотворными аргументами. Так, он по умолчанию считает себя принадлежащим к «пролетариату», хотя не является даже, в полном смысле этого слова, гражданином. Чтобы исправить это, он обзаводится документом, позволяющим считать себя полноправным членом общества:

«…как же так без документа? Это уж – извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать».

В конце концов, Преображенский признается в том, что его идея обернулась крахом и проводит обратную операцию, превращая Шарикова обратно в дворнягу.