Образ городничего в «Ревизоре»: характеристика Сквозник-Дмухановского

 

Городничий в уездном городе – это хозяин города, его голова. Городничему подчиняется полиция, социальные и культурные заведения, находящиеся во введении государства. Поэтому образ городничего, воплощенный в лице Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского, является одной из центральных фигур комедии Гоголя «Ревизор». Характеристика Городничего важна для понимания всей комедии.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский появляется на сцене в первом действии. Первая реплика принадлежит ему. Именно он сообщает о ревизоре. Как человек, склонный к взяточничеству, он побаивается появления государственного чиновника из Петербурга. Боится, что на него пожалуются купцы, опасается, что ревизор увидит плачевное состояния больницы, других присутственных мест. Он тут же раздает распоряжения людям, отвечающим за те или иные заведения.

Это уже постаревший, располневший мужчина. Держится солидно, с подчиненными серьезен. Говорит ровно, ни громко, ни тихо. Каждое слово его имеет вес и значимость. За годы государственной службы черты лица его огрубели и очерствели. Он стал подозрительным и недоверчивым. Прекрасно знает, что купечество и ремесленники не довольны его правлением, потому что с них он берет поборы.

Выражение лица его меняется быстро, в зависимости от ситуации, легко переходит от страха к радости, и наоборот радость легко сменяется огорчением. С нижестоящими чинами он высокомерен, перед вышестоящими заискивает. Ходит обычно в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами.

Антон Антонович считает себя глубоко верующим и нравственным человеком только потому, что каждое воскресенье ходит в церковь.

В одно прекрасное утро он узнает, что в город едет тайный ревизор. Он делает распоряжения по богоугодным и учебным заведениям, по присутственным местам. Но распоряжения эти поверхностные, чтобы, как говорится, пустить пыль в глаза. Просит Почтмейстера вскрывать письма, чтобы не пропустить ни единой жалобы. Почтмейстер тут же признается, что он читает все письма из любопытства.

Частному приставу он дает распоряжения по полицейской части и благоустройству. Вспоминает, что в городе много беспорядка, который в один день не устранить.

Узнав от Бобчинского и Добчинского, что в гостинице поселился некий чиновник из Петербурга, все решают, что это и есть ревизор. Городничий тут же отправляется к нему. Городничий заискивает, Хлестаков, которого два сплетника приняли за ревизора, напуган. Он уже несколько дней сидит без денег. Хозяин гостиницы отказывается его кормить, но в постое не отказывает, надеясь, все-таки получить свои деньги. Хозяин гостиницы несколько раз грозился пожаловаться на него полиции, и поэтому появление городничего пугает Хлестакова. Хлестаков больше от страха и отчаяния угрожает городничему, а тот, будучи уверенным, что это и есть ревизор, пугается сам.

Хлестаков говорит о том, что у него нет денег, а городничий воспринимает это как намек на взятку. Он дает молодому человеку 400 рублей, и между делом пытается выставить себя, как человека, который заботится о благе города, зашел в гостиницу, якобы случайно, потому что ему не все равно, как живут в ней проезжающие.

Городничий настолько был убежден, что Хлестаков – тот самый чиновник, которого он ожидает инкогнито, что вполне откровенный рассказ молодого человека о себе воспринимает как легенду. Он приглашает Хлестакова к себе домой, отводит одну из лучших комнат, все городские чиновники дают «в долг» Хлестакову деньги.

Надо отдать должное Антону Антоновичу, что когда он узнал о письме Хлестакова и о том, что тот никакой не ревизор из Петербурга, он в первую очередь обвинил себя в слепоте, в том, что какого-то «вертопраха» принял за важного чиновника. Эта самокритичность делает ему честь.

Хотя комедия была написана более 150 лет назад, и за это время «много воды утекло», сменилось несколько поколений, общественно-политических формаций, природа человеческая осталась прежней. И пьеса не утратила своей актуальности. Некоторые фразы, казанные городничим, например, «пренеприятное известие» «к нам едет ревизор», «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать», «не по чину берешь» ушли в народ, превратились в цитаты.

По-прежнему в наших уездных городах встречаются подобные «городничие» в лице мэров, председателей и пр. Взяточничество не искоренено, и даже «ревизоров» от Генеральной прокуратуры и иных надзирающих органов стараются подкупить и спровадить миром. Сюжет, описанный в пьесе, остается актуальным, и в любой момент может повториться.